Трубчатое жало

Запаивал я тут примерно сотню штырей и пришла мне тут в голову одна идея, которую я недавно воплотил в жизнь. Вот результат:
 


 

На запайку всех трех штырей у меня ушло не более секунды. Три мгновенных тычка и опа — качество пайки промышленное, а то и круче :) Идеальная пропайка по кругу.
 

Как это было достигнуто? А просто. Взял я обычное коническое жало для своей станции ZD-929C (она же Solomon, она же Pro’sKit). Стоит такое жало рублей 30-50. Само жало медное, но покрыто толстым, почти полумиллиметровым слоем какого то светлого металла, значительно более твердого чем медь. То самое необгорающее покрытие. Лудится оно, кстати, вполне неплохо.
 


 

Так вот. Берется жало, отрезается несколько миллиметров, зашлифовывается надфилем до плоскости. А потом тонким сверлышком высверливаются два канала. Один продольный, миллиметров на пять. Второй поперечный, насквозь, чтобы сделать отдушину для воздуха и излишков припоя. Все. Жало лудится и готово к использованию.
 


 

Получается вот такая вот такая фиговина:
 

 
Жерло немножко разбуравил стоматологическим буром, чтобы получилось подобие воронки — легче попадать на ножку.
 

Для пайки канал заполняется припоем полностью и затем просто быстро насаживаешь жало на торчащие выводы. В канале дикое поверхностное натяжение, так что излишки припоя жало держит намертво, на детали оседает только минимально необходимое количество. На одну ножку уходит примерно треть секунды.
 

Очередную плату с кучей стержней я запаял почти мгновенно. Главное флюса не жалеть.
 

Спустя несколько лет я снял процесс изготовления этого жала. Уже для станции Hakko FX-888 с жалами серии 900M

 
Старая версия видео
 

З.З.Ы.
Таким же макаром делается и Микроволна

50 thoughts on “Трубчатое жало”

      1. Лень — двигатель прогресса! Одна очень ленивая обезьяна, которой было в лом лезть на дерево, а тем более трясти его, как другие обезьяны, взяла в руки палку, чтобы сбить банан… Вот так она и стала человеком. Человеку стало западло искать бананы, сбивать их палкой, и он пошел на базар, где их продавали другие обезьяны. Вот так и появилась рыночная экономика… А те, кто и сейчас продает бананы на рынке, до сих пор похожи на обезьян.

      2. Привет, честно говоря, этот способ пайки уже использовался в 1983 году, когда я после 10 класса перед армией пошел учеником в цех по ремонту бытовой аппаратуры. Был еще способ выпаивания микросхем из плат при помощи обрезанной иглы от шприца: иголка надевалась на ножку и после прогревания насаживалась глубже, отделяя ножку от дорожки… И так каждую ногу по отдельности. Но все равно спасибо ;)

  1. Маленький вопросик не очень в тему, чем перед в процессе лужения переде нанесением глицерина нада плату протирать, а то у меня он тупо в капли собирается. Пробывал и растворителем и спиртом, один фик.

    1. Это окисел. Очищенную от тонера плату я на несколько секунд макаю в хлорное железо. ЧТобы медь вся порозовела. Вот розовая медь по глицерину лудится мгновенно и ненапряжно.

        1. Да. Сполоснул, вытер бумагой туалетной, на батарее пару минут просушил, глицерином обильно смазал и лудить.

    2. Я после зачистки фольги мелкой шкуркой (желательно не новой, уже изношенной, чтобы не было заметных царапин), мою плату теплой водой с мылом, стряхиваю, протираю слегка чистым мягким полотенцем, затем ватным тампоном с ацетоном. Потом протираю тампончиком, слегка смоченным флюсом LV120 (можно слабым, ~ 1%, раствором солянки (HCl)), фольга становится красивого розового цвета — чистая медь, без окислов, затем наношу тампончиком глицерин. Он уже не скатывается, лежит ровно. Обезвоженный глицерин — густой, как сироп, если жидкий — надо осторожно прокипятить, чтобы выпарить воду, иначе будет шкворчать и брызгать в морду лица при лужении.

      1. Эх, Валер, знали бы люди еще где надыбать компоненты для изготовления LV120. В хим реактивах так просто не продадут, а в первом попавшемся хозмаге некупить.

      1. Элемент новизны налицо. Дырку в жале сверлили и публиковали многие. А вот просверлить вторую — вижу впервые. Но она многое меняет. Ноу хау, однако! Срочно патентуй, и судись со всеми, кто прокрутит вторую дыру в жале без лицензии! Посетителям этого сайта — первые 10 лицензий — по цене девяти! Дядя Билл и не из такого баксы делает!
        Дарю на халяву (в обмен на лицензию!) торговую марку: «BiHolStick» — «ДвухДырая Палка»! Срочно регистрируй!

      2. у нас на работе мужик есть, который патенты штампует за год с десяток. у него рука набита, патентной комиссии не придраться )

        он нам за проценты все патенты оформлял…

  2. Таким жалом с двумя дырками пользовался несколько лет назад. Только вторая дырка не сквозной была, а с одной стороны. удобно! качественно! поял им транзисторы, резисторы и т.д. Но когда стал поять с подачей припоя стало лень жала менять. Забросил уже год точно не использовал.

  3. А я пользовал термоотсос с выключеным компрессором… Там жало изнутри тоже покрыто необгорающим слоем

  4. ОФФТОП востанавливалка пароля не работает (((( Присылает ссылку, давлю- говорит код не правильный… Браузер- Chrom, Opera, Mozilla. До IE не добрался- пароль быстрее нашел ;-)

    1. Угу не работает. Точнее работает но крайне редко :) ХЗ почему. А разбираться с ним мне совершенно некогда. Сейчас вручную добавляю забывчивых пользователей :)

  5. Идея стара как мир! Но — поперечное отверстие делать ещё никто не додумался.
    В нём вся соль — канифоль и флюс при сгорании не «выплёвывают» припой из основного отверстия.
    Браво!

  6. Идея замечательная, НО… УВЫ… БАЯН… использую анналогичное жало с 80-х годофф прошлого века…
    Подчерпнул из изданий «Народных умельцев» того времени…

  7. Хи-хи… с Nicholas на пару наверное «TurboATM» паяли. Это тебе не 100 паек. А вообще молодец, только еще отникилировать надо (меньше горит. : Лень к «совкам» приближает, а то все патенты, патенты…

  8. Прикольно было увидеть!
    Мы сверлили дырки в радиотехническом кружке, году эдак в 84 прошлого тысячелетия, но как-то не прижилось! Наверное потому, что вторую дурень не проковыряли!
    Вместо шкурки я использую типа «губки», что продается в магазине торгующим «медным водопроводом». Там же можно и флюс прикупить по меди.

    P.S.: Спасибо за сайт, хоть и давно в этом хобби, но такого «человеческого» описания процессов и схем не встречал! Перечитывал уже ради художественного изложения! Респект!

  9. Особо новых ноу хау нету
    У меня лежат советские ишо жала сделаны таким методом (заводские).
    Правда мало хто про него знал РЕСПЕКТ автору что показал !
    Есть боковое отверстие которое регулирует количество припоя на контакт (в етом весь прикол)
    Я пробывал сам зделать такое жало (когда то) Сложно ломается сверло!!!
    Нада желательно сверлильный станок с тисками и сверлить центровочным сверлом иначе куча нервов.

    1. Трудно??? Я за пару минут просверлил это ручной дрелькой на весу. Ни одного сверла не сломал. Глубина сверления около 5-8мм.

      1. :).
        Я сверлил тоже ручной дрелю на весу просверлил где то 4мм и бздынь.:)))
        Я ето закинул потому что щас у меня ремонтная станцыя и щал на рынке каких хоч конфигураций а главное что они не обгорают и с ними комфортно работать правда стоят дорого.

        1. Твердосплавное поди. Эти да, ими фиг просверлишь. А вот обычной пластилиновой китайчатиной на раз. Она гнется как пружина, ее фиг сломаешь. Правда тупится тоже вмомент.

          1. Я сверлил медный прут по диаметру в жало для советского паяльника на 25Вт.
            Медь оказалась жоской :))).

  10. Вчера сделал для 929В, долго не получалось облудить его внутри, но потом победил. Попробовал ради пробы его в деле, ВЕСЧЬ!!!!!
    Надо еще микроволну попробовать!

  11. нет. не сверлят. а иногда ломаются.
    Кстати, рассверливаю простое медное жало от 25Вт паяльнкиа.

  12. нет. Последнее сверло сломалось, и забил на это жало. когда станцию куплю — попробую тщательно и аккуратно…

  13. идею сверлить жало я лет тридцать назад увидел, в каком то древнем потрепаном журнале чи книге.
    зачем же так громко

  14. У меня паяльник с регулятором неизвестной китайской фирмы. 60 ватт.
    Купил к нему 3 новых жала (диаметр 5.6 мм, длина около 70) на ебее. Получил.
    Одно собираюсь посверлить…
    Конус жала покрыт синим лаком! Что это? Обжигать? Счистить на холодную?
    Спасибо.

  15. Di, вопрос немного не по теме, но тут картинка хорошая :) Много где видел, что при разводке «толстых» цепей возле выводов элементов, которые должы идти к широким дорожкам, дорожки подводят не полностью, а делают как бы пятачок вокруг и уже тоненькую дорожку подводят к самому выводу. У тебя на печатке на кондерах это хорошо видно.. Так вот вопрос: зачем? Это какой-то феншуй или у этого есть практическое применение?

  16. ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

    Вопросы к DI HALT.
    1. Скажите пожалуйста, почему не могу увидеть или войти в данную статью через стандартное меню РУБРИКА / Радиолюбительские Технологии. Получается это сделать только через ссылку через статью: РУБРИКА / Радиолюбительские Технологии /Трубчатое жало. Вариант 2 !!!
    2. Статья понравилость. Повторил данную насадку — работает! Мне кажется, что диаметр 1,5 мм многовато?! Попробую диаметр отверстия равный 1,3 мм. Если интересен результат — доложусь по мере её изготовления и испытания.
    3. Вопрос по технологии. Как понимаю для работы с данным жалом необходимо откусывать длинные выводы (конденсаторы, резюки и т.п.)до нужной длины, и чем-то обработать для надежной пайки. Собственно сам вопрос: чем лучше обработать выводы, чтобы не делать предварительное лужение? Или без него никак? Обработка, лужение уничтожают быструю пайку трубчатым жалом!!!

    С уважением к ресурсу и его создателю.

  17. сделал себе такое же и намного облегчил жизнь. спс Ди за статьи много чего итересного.Так же сделал микроволну и паять ткфп и ссоп одно удовольствие.

  18. DI HALT, но ведь при сверлении жала оголяется медь. Она будет обгорать потом. Сколько такое жало протянет?

    1. Оно будет обгорать внутри. Постепенно камера внутри дойдет до покрытия. Вот только у жал хакко, из которого я делаю эти трубки сейчас, толщина защитного слоя миллиметра полтора два. Их можно даже напильником затачивать. Так что жало это служит оооочень долго.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha