Колхозные технологии.

Колхозим плату
Колхозим плату
Давеча, в нашей дяревне завезли чудо иноземное — фоторызыст! Коий и был испробован. Результаты получились не впечатляющие. Да, то что хотелось получилось, но никакого восторга или удовольствия от процесса. Сплошной геморрой. Но было прикольно. Основная проблема — прижим фотошаблона. Как ни старался всегда где-нибудь да оставались пузыри, где шаблон хоть на пол миллиметра да отходил. Как результат — засветились дорожки. Будь они чуть тоньше их бы вообще не стало. Спасло то, что их ширина была почти 0.6мм. Прижимал листом оргстекла толщиной 10мм. Текстолит весь обычно кривой, оргстекло, даже такое толстое, гнется, поэтому центр вспучивает. Короче, проблема прижима больших фотошаблонов (не меньше чем А4) стоит остро как никогда. Ибо платы меньше чем А4 делать резистом западло — ЛУТом выходит дешевле и быстрей, а главное геморроя меньше в разы.

З.Ы.
Плохая новость: у меня сейчас дикие запарки, поэтому новых статей на сайте не будет еще дня два три.

Хорошая новость: появился более менее нормальная мыльница которая умеет снимать относительно светлое видео. Так что будет видео! Но опять же дня через два три.

28 thoughts on “Колхозные технологии.”

  1. Я тоже мучился с прижимом. Ваще из-за него нервничал! А потом случайно нашел крутое решение, с помощью которого можно делать платы любого размера без риска засветки дорожек. Надо просто выкинуть нах оргстекло, намочить заготовку и налепить на нее шаблон. Для смачивания я использовал средство «Transparent» (которое, к слову, просветляет очень говняненько, но годится для приклеивания шаблонов из прозрачной пленки). Подозреваю, что еще можно использовать глицерин или другую жидкость, хорошо смачивающую гладкую поверхность. Помимо идеального прижатия заготовки, сократилось время засветки — в 3 раза! Я экспонирую 18-ваттной лампой ближнего УФ («Black Light») с высоты 15 см в течение 5 минут. Часто делаю дорожки 0,254 мм (под 0805 и между выводами SO) — тоньше пока не было необходимости (хотя, надписи получаются и с более тонкими элементами).

    1. С прижимом платы, ты конечно, отжег не по детски :=))) Морковку на кабачок заменить надо, дрова лучьше осину, тяжелее будет )).
      Теперь серьезно. Капля глицерина и обычное шести миллиметровое стекло. Даже груз не нужен.
      никаких проблем не возникает. А текстолит нужно нормальный покупать, где ты вообще берешь то кривой? Экспонируй лампой, а не как на фото под солнцем. Пленку отпечатком вниз, если на лазере печатал, или вверх если на струе.

      1. От кабачка орг стекло искривлятся начинало — сильно большой вес.

        А обычное стекло же УФ не пропускает? И нафиг капля глицерина тогда?

        Дак какой продают такой и покупаю. Он еще часто окисленный попадается. Другого нет.

        Отпечатком вниз естественно. А чем лампа выше? Солнце оно контрастней же.

        1. Кто сказал, что не пропускает?? Просто сильно ослабляет, но этого вполне достаточно!!! Лампа сильнее, чем солнце бъет, плюс солнечный свет даст сильную боковую засветку. При резке текстолита край может быть чуть неровным (на глаз не заметно), соотетственно стекло плотно не прижмет. Глицерин заполнит собой эти выемки, хотя, конечно, можно и без него. Одень этот текстолит на голову продавцу. Нехай нормальный возит!! Или покупай гетинакс, правда работать с ним и врагу не пожелаешь(((
          Вроде на все ответил??

          1. Глицерин нафигачить между стеклом и фотошаблоном? Так? А то я вначале подумал, что прилепить фотошаблон на глицерин.

            А текс какой есть такой есть. Другого нет и только под заказ разве что везти.

  2. Я как попробовал фирменную фотобумагу для струйников от Эпсон (пользуюсь ихними принтерами с 98г), так про фоторезист забыл, так и стоит на полке почти еще полный баллон. Причем годится даже старая, которая уже пересохла и чернила на ней расплываются. У них несколько типов бумаги, проще различать по номерам. Для утюга я предпочитаю S041126 — она тоньше, чем S041140. Кидаю плату с ней в ванночку с теплой водой и иду пить чай. Минут через 10-15 она сама всплывает, а рисунок остается на плате. Легкий беловатый налет легко смывается под водой пальцем или тампоном. Потом на всякий случай оплавляю, положив стороной без тонера на утюг, пока тонер не заблестит, фольга при этом слегка краснеет. Печатаю на «SAMSUNG ML430», отключив в драйвере режим экономии, плотность — «Темная», для печки — «Тонкая бумага». В отличие от HP, на нем плотнее ложится тонер, особенно в темных местах. Раньше подозрительные места подкрашивал фломастером, теперь перестал. Дырки специально прочищать не требуется, и так чистые. После травления тонер лекго снимается ваткой с ацетоном. Причем не растворяеися и не размазывается, а просто переходит с платы на вату. На спирт вообще не реагирует. Минимальный размер бумаги, который принтер еще тянет стабильно — примерно 6х8 см.

  3. По фоторезисту ниче коментить не буду. Технология есть, и пусть есть. Заморачиватся с ней не собираюсь. Еси надо делать платы в промышленных масштабах, дешевле заказать на заводе. А видео это хорошо, интересно будет посмотреть.

    1. А это не статья по фоторезисту. Это так, заметки на полях. По ФР будет материал когда я решусь таки повторить весь цикл и задокументирую все этапы.

      1. будем ждать1
        лично у меня от фоторезиста только плохие воспоминания. но я делал только лично сам без всякой помощи. может и не очень правильно. надеюся развеять свои сомнения )

  4. Дааааааааааааа
    Прочел комментарии и просто катаюсь от смеха.
    Блин зачем мучаться со всем этим глицерин, вода и т.д
    Делаем просто коробка в ней дырки, на дырках плата сверху кусок кулька а снизу обычный пылесос итого получаем вакуумный прижим.
    Просто доступно и никакого геморроя тем более как текстолит у нас продается в 90% случаев кривой то каким способом шаблон прижать можно к любому и качество идеальное. На крайний случай можно использовать двухсторонний скотч под это дело.

  5. Сам пользуюсь этим уже давно раньше тоже мучался со всякими прижимаи и извращениями пока в один прекрасный день не плюнул и не сделал как надо.
    Единственно что при таком прижиме надо учесть это то что фотошаблон должен быть меньше на 1-2 мм чем сама заготовка т.е к примеру заготовка отпиленная и покрытая фоторезистом 40х50 мм тогда фотошаблон 39~38×49~48 мм. Это связано с тем что когда включишь пылесос при вакуумном прижиме он через бырки в коробке будет тянуть кулек а тот в свою очередь прижмет фотошаблон, и если послендний буде больше чем сама заготовка его может выгнуть дугой,в том же варианте что я говорю когда он чуть меньше чем сама заготовка он прижимается к ней идеально. Вообщем советую попробовать. Жалко что тут фотки не прицепишь к сообщению а то бы показал как это дело выглядит у меня.

  6. Насчет фоторезита пленочного посмотреть технологию можете тут http://radiokot.ru/lab/hardwork/06/ в свое время когда только начинал работать с ним навоял статейку.
    Не сочтите за рекламу.

    И конечно же интересно посмотреть статейку от автора сайта на данную тему, т.к по короткой вкладке не понять что именно за фоторезит пленочный или в балоне.

  7. Плёночный, я понимаю? Накладываю ламинатором, прижимаю трёхсантиметровым стеклом. Дорожки в 0.3 — на ура, меньше делать боюсь.

  8. проблема с прижимом для экспонирования переконтактом решается с помощью отсоса. У меня(в полиграфии) стоят вакуумные насосы, но, если «дешево и сердито» должен подойти пылесос и ПЭ прозрачный пакет. Ну может ещё проложить тесемкой, по переиметру,»дорожки» чтоб воздух по ним быстрее отходил.
    p.s. Упс, не заметил коммент про пылесос :( ну да оставлю, может пригодится идея с пакетом и тесемками ;)

  9. Ну вы блин даете… Оргстекло, морковь, рубанки, пылесосы… Прижим делается так: берется файл (пакетик такой полиэтиленовый, размером А4), кусок поролона толщиной 15-20мм. Размер поролона должен быть чуть больше размера платы. Я использую кусок размером А5 для всех плат. Итак, берем поролон, на него кладем заготовку платы, на него кладем фотошаблон и весь этот бутерброд засовываем в файл. Теперь берем здоровую книгу в жестком переплете, кладем сверху файла и сильно давим сверху выдавливая тем самым весь воздух из поролона. Убираем книгу… Бежим писать комментарий :) .. Пока пишем, замечаем, что воздух все-таки со временем пробирается внутрь, и прижим ослабевает. Все правильно. Чтобы этого не происходило заклеиваем «вход» в файл скотчем. Всем удачи!

    1. Ничо так рацуха, только фоторезистивный метод мертворожденынй с самого начала — геморный, дорогой, требует спец материалов. По сравнению с профессиональным ЛУТ не сравнить. =)

  10. http://www.ekits.ru/index.php?categoryID=592&category_slug=folgirovannyj-steklotekstolit-s-fotorezistom

    Не буду говорить, что сильно дешево, не сравнивал с другими технолониями… но очень сердито. :) Очень просто и удобно.
    1) Намочил в воде и прилепил фотошаблон. Этот фоторезист, кстати, от намачивания становится каким-то особо липучим, поэтому фотошаблон надо просто чем-нить немного подержать плотно прижатым к плате, тем же поролоном придавить например, а дальше можно расслабиться — его вдоль платы не сдвинешь даже если захотеть.
    2) Дальше экспонирование 2 мин энергосберегающей УФ лампочкой 9 вт.
    3) Дальше смываю обыкновенной содой, надо бы в самом деле щелочи попробовать, может лучше получится, быстрее… После экспонирования засвеченные участки чисто механически даже шкуркой обдираются с некоторым трудом, так что обращаться с платой можно уже не особо нежно. Ну, конечно, гвоздями царапать все-таки не стоит… :)

    Ну и дальше все как обычно — травим, моем, лудим, сверлим, паяем и т.д.

    Никаких напылений, пылесосов, книжек, стекол и прочих поролоновых ужасов с файлами, тихо и мирно. А платы получаются просто на загляденье, после небольшого «руконабивания» дороги 0,2 мм отравил с первого раза без каких-либо напрягов.

    Заготовки у них правда небольшие, только вот такие. Зато за 60 руб родимая почта россии мне посылочку от них прямо домой притарабанила (!!!), от чего я ваще в осадок выпал.

    PS. Да, есичо — я к этой конторе не имею никакого отношения, кроме того что там этот текстолит и покупал.

  11. Сколько всего перепробовал, плёночный фоторезист самый лучший способ.
    Дорожки в 0,2мм получаются просто идеально.
    А прижим делаю ламинатором.
    Приклеивается так, что отдирается с трудом.
    И даже после сотни плат, фотошаблон остаётся как новый. И прилепает идеально.
    Вот как делаю я:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha