Основы на пальцах. Часть 1

Довелось мне однажды преподавать электронику в одной шараге. Нетривиально занятие, скажу я вам. :) Дабы облегчить усвоение материала я вводил ряд упрощений. Совершенно бредовых и антинаучных, но более менее наглядно показывающих суть процесса. Методика «канализационной электрики» успешно показала себя в полевых испытаниях, а посему будет использована и тут. Хочу лишь обратить внимание, что это всего лишь наглядное упрощение, справедливое для общего случая и конкретного момента, чтобы понять суть и к реальной физике процесса не имеющая практически никакого отношения. Зачем оно тогда? А чтобы проще запомнить, что к чему и не путать напряжение и ток и понимать как на все это влияет сопротивление, а то я от студентов такого наслушался…

Ток, напряжение, сопротивление.

Канализация как пример цепи
Канализация как пример цепи

Если сравнить электроцепь с канализацией, то источник питания это сливной бачок, текущая вода – ток, давление воды-напряжение, а несущееся по трубам говнище – полезная нагрузка. Чем выше сливной бачок, тем больше потенциальная энергия воды, находящейся в нем, и тем сильней будет напор-ток проходящий по трубам, а значит больше дерьма-нагрузки он сможет смыть.
Кроме текущего дерьма, потоку препятствует трение о стенки труб, образуя потери. Чем толще трубы тем меньше потери (гы гы гы теперь ты помнимаешь почему аудиофилы для своей мощной акустики берут провода потолще ;) ).
Итак, подведем итог. Электроцепь содержит источник, создающий между своими полюсами разность потенциалов – напряжение. Под действием этого напряжения ток устремляется через нагрузку туда, где потенциал ниже. Движению тока препятствует сопротивление, образуемое из полезной нагрузки и потерь. В результате напряжение-давление ослабевает тем сильней, чем больше сопротивление. Ну, а теперь, положим нашу канализацию в математическое русло.

Закон Ома

Закон Ома
Сила тока в цепи пропорциональна напряжению и обратно пропорциональная полному сопротивлению цепи.
I = U/R
U – величина напряжения в вольтах.
R – сумма всех сопротивлений в омах.
I – протекающий по цепи ток.
Закон Ома на практике
Закон Ома на практике

Для примера просчитаем простейшую цепь, состоящую из трех сопротивлений и одного источника. Схему я буду рисовать не так как принято в учебниках по ТОЭ, а ближе к реальной принципиальной схеме, где принимают точку нулевого потенциала – корпус, обычно равный минусу питания, а плюс считают точкой с потенциалом равным напряжению питания. Для начала считаем, что напряжение и сопротивления у нас известны, а значит нам нужно найти ток. Сложим все сопротивления (о правилах сложения сопротивлений читай на врезке), дабы получить общую нагрузку и поделим напряжение на получившийся результат – ток найден! А теперь посмотрим как распределяется напряжение на каждом из сопротивлений. Выворачиваем закон Ома наизнанку и начинаем вычислять. U=I*R поскольку ток в цепи един для всех последовательных сопротивлений, то он будет постоянен, а вот сопротивления разные. Итогом стало то, что Uисточника = U1 +U2 +U3. Исходя из этого принципа можно, например, соединить последовательно 50 лампочек рассчитанных на 4.5 вольта и спокойно запитать от розетки в 220 вольт – ни одна лампочка не перегорит. А что будет если в эту связку, в серединку, всандалить одно здоровенное сопротивление, скажем на КилоОм, а два других взять поменьше – на один Ом? А из расчетов станет ясно, что почти все напряжение выпадет на этом большом сопротивлении.

Закон Кирхгоффа.

Закон Кирхгоффа на примере
Закон Кирхгоффа на примере

Согласно этому закону сумма токов вошедших и вышедших из узела равна нулю, причем токи втекающие в узел принято обозначать с плюсом, а вытекающие с минусом. По аналогии с нашей канализацией – вода из одной мощной трубы разбегается по кучи мелких. Данное правило позволяет вычислять примерный потребляемый ток, что иногда бывает просто необходимо при расчете принципиальных схем.

Мощность и потери
Мощность которая расходуется в цепи выражается как произведение напряжения на ток.
Р = U * I
Потому чем больше ток или напряжение, тем больше мощность. Т.к. резистор (или провода) не выполняет какой либо полезной нагрузки, то мощность, выпадающая него это потери в чистом виде. В данном случае мощность можно через закон ома выразить так:
P= R * I2

Как видишь, увеличение сопротивления вызывает увеличение мощности расходующееся на потери, а если возрастает ток, то потери увеличиваются в квадратичной зависимости. В резисторе вся моща уходит в нагрев. По этой же причине, кстати, аккумуляторы нагреваются при работе – у них тоже есть внутреннее сопротивление, на котором и происходит рассеяние части энергии.
Вот для чего аудиофилы для своих сверхмощных звуковых систем берут толстенные медные провода с минимальным сопротивлением, чтобы снизить потери мощности, так как токи там бывают немалые.

Есть закон полного тока в цепи, правда на практике мне он никогда не пригождался, но знать его не помешает, поэтому утяни из сети какой либо учебник по ТОЭ (теоретические основы электротехники) лучше для средних учебных заведений, там все гораздо проще и понятней описано – без ухода в высшую математику.

Часть 2. Резистор. Конденсатор. Индуктивность

97 thoughts on “Основы на пальцах. Часть 1”

  1. Мой коментарий к сожалению не по теме статьи, да и вообще не стоит его тут размещать. Я пишу сюда просто потому что я нигде не нашел какой бы то ни было контактной информации. Вам не кажется что это так не должно быть? В общем, я бы хотел выразить общее впечатление от сайта и указать на его недостатки. А недостотаки есть. В общем сайт то действительно здоровский, да и дизайн хороший, но только если издалека смотреть. Возможно я бы лучше и не сделал, но дизайн выглядит сырым. Серьезно. Я не стану придираться на шрифт названия сайта, потому что она, судя по всему, стилизована специально под какой-то дурацкий шрифт надписей на советской электроннике. Стоит взглянуть в первую очередь на самый низ. В принципе, если просто сделать красиво облако тегов, то у меня пропадут всяческие претензии к дизайну. Облако тегов выглядит просто ужасно. Прям совсем. Ну а потом стоит подумать над целесообразностью использования капса в заголовках, шрифта в меню наверху справа, пунктов RSS и RSS->MAIL.
    Вот, что говорит по этому поводу cooloven: «верхнее меню крайне не втему на мой взгляд содержанием ссылок и их порядком, карта сайта да, полный бред… ессно капсы и заголовки тоже». Так что вот.
    И все же, если Вы боитесь спама или еще чего такого, то сделайте хотя бы форму специальную, где можно написать что-то в личку. А то сайт какой-то безличный получается.
    Я это все написал, потому что мне реально понравился этот сайт и я бы хотел, чтобы он стал лучше. Надеюсь, что никого не обидел.

    1. Облако тэгов делает плагин и мне совершенно влом что либо ковырять. А то что там так сильно все вылазит, так просто теги еще несбалансированно расставляются.

      RSS это аббревиатура. Так что пусть будет капс.

      Карта сайта нужна из SEO соображений, чтобы поисковики быстрей хавали и страницы не проваливались дальше 3го уровня. Ну и я ей частенько пользуюсь.

      Где ты увидел капсы в заголовках?

      О каком верхнем меню идет речь? О томе где Главная, о Сайте, Файлы? Так все верно. Там статичные страницы которые всегда должны быть на виду.

      Если же по Рубрикатору, то тут надо тему править, причем глобально так. Причем еще неизвестно что главней, поэтмоу сортирвока по алфавиту.

      О кнопке добавить комментарий: Все вопросы и претензии к создателям WordPress =))))

      А вообще сайт узкотехнической направленности, а потому на дизайн глубоко похую, лишь бы было адекватночитабельно.

      1. Насчет добавления комментариев. Есть плагин http://wordpress.org/extend/plugins/wordpress-thread-comment/ понимает ветки от Brian’s Threaded Comments, аякс, вроде должен отправлять ответы на комментарии(я не стал включать). Но его нужно немного допилить, в изначальной ворме мне сначала не понравился.

        И еще у тебя нет ссылок на следующие/предыдущие посты.

    2. to hot_fridge:

      Самое главное на этом сайте — это полезное содержимое статьи, а не всякие свистульки и плясульки. Поэтому в данном случае практически не имеет значения то, какие «щревты» тут используются и как сделано меню. Главное — функционал, чтобы вся нужная информация была в наличии.

      Для технического сайта, кстати, оформление выполнено очень даже хорошо, напоминает журнал и вполне радует глаз человека, который мимо проходил и вот решил почитать пару статей. Сразу видно, что автор старается.

      Для сравнения могу предложить Вам посетить персональную страничку небезызвестного Ричарда Столлмана: http://www.stallman.org/

  2. А еще после отправления коментария нигде не появляется никакой надписи, подтверждающей то, что комментарий был отправлен. Это машинально вынуждает юзверя нажать на кнопку «Добавить комментарий» второй раз.

  3. Дизайнер из первого поста, ваще пох на твоё мнение!!!
    Нормальный дизайн, лаконичный и прозрачно понятный, без излишеств!
    Редкий случай, когда сайт не загажен гением креативной дизайнерской мысли.
    Хошь проявить креатив, вали отсуда и порносайты размалёовай.

    По поводу статей. БРАВО!!!

  4. Я вот вообще не разбираюсь,но вот стало интересно как все рэто работает.и нашел сайт этот .все вроде в этом разделе ничего про канализацию.наглядно и понятно то что нужно.но потом пояснение про reset программаторы это темный лес.не знаю ,дальше не читал пока.но может по немного научусь хоть в нескольких простейших схемах разбираться.Или без образования в этой области это бесполезно?хотя у меня есть высшее и даже техническое, но когда учился к сожалению было не интересно.все мимо ушей пропустил.а жаль…

    1. На самом деле в институах этому ныне учат мало. Материал дают сжато и 80% студней не догоняют что к чему. Обычно изучается все самостоятельно. Если посвящать этому время, увлечься, то за год другой догонишь до моего уровня. Я серьезно занимаюсь электроникой года четыре. (так то с третьего класса, но то было тупо повторение конструкций чужих и боооольшие перерывы)

      1. Абсолютно верно. К примеру, я учусь на вечернем отделении на электронщика, и заранее предвкушал, что получу много знаний, наконец-то научусь понимать электрические схемы и мне эта сфера деятельности понравится.

        В результате нам всю программу изначально скомкали, преподу видимо самому было абсолютно параллельно, а потом и время поджимало. В итоге так ничему я и не научился, только как робот зазубрил основные понятия. Вот теперь и приходится самостоятельно сидеть, изучать =) Очень рад, что наткнулся на ваш сайт, при прочтении статей не возникает желания пойти поспать, всё очень интересно и понятно излагаете, спасибо вам большое, пишите ещё!

  5. За год это ты конечно перебрал…просто из чтения трудно все догнать.даже если вещь может и не особо сложная но ты не понимаешь.нужно чтоб не на книжке а так кто рассказал а я особо таких челов и не знаю.но ничего все равно буду пытаться…Вот у тебя прочитал кое что .хоть немного но понял.и ты красавец ,отвечаешь.а не смотришь на таких кадров как я,типа ну ты тормоз.как бывает иногда…

    1. Ну так год надо не только в книжки втыкать, а активно эксперементировать. Просто есть примеры челов которые вот только паяльник врубили, а у них уже роботы о шести ногах по квартире скачут.

  6. DI HALT, DI HALT, DI HALT, DI HALT…
    а если на нашей русской мове )), все просто отлично, понятно, для чайников.
    Я своим братанам порекомендовал, так что жди вскоре вопросов :).
    Воопсче ему памятник при жизни поставить надо, что находит время и делится с народом,
    Умница!!!!
    DI HALT, DI HALT, DI HALT, DI HALT…

  7. Зарегистрировался, чтобы поблагодарить автора. Скопировал статьи из рубрики «Основы на пальцах» прочёл сам, распечатал и отдал читать своим работягам на участке, уровень то у всех разный. Статьи написаны просто здорово. Спасибо, что есть такие люди как DI HALT.

  8. Про 80% студней — это вы почти в точку. Я б сказал даже, что все 100… Даже те, кто получает временами отл по предметам электроники, мало соображает в этом нелегком деле.
    Нашел сайт перед экзаменом, кое что прочел и, откровенно говоря, была куча «вау-моментов», когда наконец допетрил все то, что сидело в голове уже долгие годы, а где-то месяцы =)
    Огромнейшая благодарность!!!!! Великое дело!!!

  9. >Материал дают сжато и 80% студней не догоняют что к чему.

    Я один из них (

    Ток и напруга текут через три последовательно включенных резистора, а какие ток и напруга будут течь после них? И про делитель напряжения не догнал (из 2-й части): получаетсо после каждого сопротивления ток и напруга меньше, а здесь http://dihalt.vhost.su/main/ee/Sortir/2.GIF этого не видно. Как так? И скока таких (последовательных) резисторов нужно чтобы уменьшить напругу в 2 раза

    1. Ток будет во всей цепи одинаков. А вот напруга на конкретном резисторе зависит от тока и сопротивления этого резистора.

      «Чтобы уменьшить напругу в два раза»
      Для начала определись ГДЕ тебе надо уменьшить напряжение, между какой и какой точкой? Напряжение это разность потенциалов между двумя точками.

      1. Просто непонятна идея с диодом. Если напруга большая, а диод хилый — то поставь перед ним резак и будет тебе счастье! А после диода какая напруга будет, такая же (по старанию резистора) или станет прежней? А если после этого перед более хилым элементом нужно еще напругу уменьшить, то еще нужно ставить резистор?

        1. Для диода главное ток который идет через него. Упрощенно сам диод можно считать коротким замыканием. А резистор ставят чтобы ограничить ток.

          «А после диода» диоду пофигу какое напряжение будет после него, ему главное какое напряжение будет на нем!!!
          Ты просто не догоняешь в принцип изменения напряжения. Когда говорят про напряжение после чего то, то имеют ввиду потенциал относительно земли (т.е. напряжение между землей и этой точкой). А напряжение на конкретной детали (диоде, резисторе, лампочке) будет зависеть от тока и сопротивления этой детали.

          Вот смотри на картику:
          Есть светодиод и резистор. Сопротивление светодиода зависит от тока через него (нелинейный элемент!). Чем больше напряжение на диоде, тем меньше его сопротивление, а значит растет ток. Так что если ток ничем не ограничивать, то под действием большого напряжения сопротивление диода устремится в очень малую величину и через диод пойдет колоссальный ток, диод сгорит.
          Но у светодиода есть номинальный ток (около 5-20мА)и при номинальном токе сопротивление его примерно 150ом, а напряжение на нем в этот момент около 0.7 вольт. Этот номинальный ток надо поддерживать сторонними средствами. Например, токоограничительный резистор.

          Вот смотри. Черные стрелки это напряжение на элементе-падение напряжения. Синие после после элемента — потенциал

          1. Глупый вопрос, который меня мучает уже долго, но все же…
            Судя по картинке, без разницы в каком порядке расположены элементы, напряжение падает одинаково. Получается, что если бы не было резистора, то все напряжение досталось бы диоду, на нем получился бы большой ток (так как общее сопротивление цепи маленьоке) и он бы сгорел, так? Влияет ли все таки порядок расположения элементов в цепи или нет? Есть ли разница, втыкаю я резистор до диода или после?

          2. т.е. изначально все идет от напряжения в цепи, точнее ЭДС. Затем вседелится на сопростивление всей цепи, в итоге получаем ток. И с помощью полученного тока считаем падения напряжений на каждом элементе в зависимости от их сопротивления. Все верно? Если да, то я успокоюсь наконец :D

  10. Halt, спасибо за труд.
    Вопросик: А нахера нам вообще 2 характеристики: U и I? Ведь они-же намертво увязаны через закон Ома и соотношение P=U*I. Почему было не ограничиться исключительно U,R,P?

    1. Сюда-же вопросик: на схемах бывают источники напряжения и источники тока. В чем смысл? Ведь эти 2 параметра увязаны законом Ома.
      Насколько я понимаю, источниками напряжения, в реальном мире, являются электросеть и батарейки, а что является источником тока?

      1. Ну ток это вообщет фундаментальное понятие — количество носителей заряда за единицу времени. Плюс ко всему бывают случаи когда сопротивление уходит либо в ноль, либо в бесконечность. Например, у конденсатора «сопротивление» вообще можно считать переменным — вначале, когда кондер разряжен, оно ноль, когда заряжен — бесконечность, а между меняется по экспоненте.

        Источник тока это такой источник который держит строго заданый ток в цепи. Т.е. подключил ты к источнику тока на 1А резистор 1Ом, он выдал напряжение в 1вольт = ровно такое, чтобы через резистор шел 1А, уменьшил ты резистор до 0.1ом, источник тока снизил напряжение в 10 раз, чтобы ток по прежнему был 1А, организовал ты разрыв цепи — сопротивление под бесконечность — источник тока усрался, но разогнал напругу до киловольт, чтобы пробить расстояние и удержать ток на уровне 1А.

        Источник напряжение же усерается, но выдает строго напряжение номинала. Закоротишь его наглухо — ток будет стремиться в бесконечность, а напряжение будет держаться номинала.

        Реальные батарейки они, конечно, ближе к источнику напряжения, Но на деле не столь четко держат напругу — проседают.

        1. Спасибо за ответ. В том-то и беда, что нет у меня понимания некоторых фундаментальных вещей; и книги, как назло, не помогают.:(( Насчёт проседания батареек я в курсе, вопрос в другом: что в «реальном мире» является источником тока? Радиоволны — ист.тока или напряжения? Катушка в магнитном поле — ист.тока или напряжения?
          И ещё вопрос: из закона Ома есть исключения?

          1. У закона ома исключения нет, просто у многих элементов очень хитрые зависимости сопротивления от тока и/или напряжения. Так что описывать их законом ома очень неудобно.

            Про источник тока я написал чуть выше — статья про лабораторный блок питания. Вот там, в определенном режиме, он может быть источником тока в разумных пределах.

            Также источником тока является транзистор работающий в линейном режиме там ток выхода равен управляющему току *К усиления по току.

          2. Всё станет проще если учитывать такой «виртуальный» параметр источника напряжения как его «внутреннее сопротивление». Проведём мысленный эксперимент (но только мысленный!!! реальный чреват пожаром!!!). Возьмём батарейку и закоротим её через амперметр (сопротивление амперметра = 0). И будем мерить ток короткого замыкания. Исходя из того, что наш источник неидеальный, ток = бесконечности он дать не может, когда-то да остановится на некотором значении. Это и будет ток короткого замыкания, Iкз. Далее, отключаем амперметр и подключаем к батарейке вольтметр (сопротивление вольтметра = бесконечности). И измеряем напряжение источника без нагрузки — напряжение холостого хода Uхх. Внутренним сопротивлением источника напряжения будет (по закону Ома). Rист=Uхх/Iкз.
            Пока батарейка свежая, она способна отдать большой ток, её сопротивление маленькое, по мере старения можно заметить что Uхх снижается мало, а вот Iкз падает весьма заметно, значит её сопротивление растёт.
            Теперь начерти последовательную цепь, содержащую источник, его внутреннее сопротивление и нагрузку (ну, ламочку). Теперь понятно почему старая батарея слабее зажигает лампу, хотя Uхх у неё почти такое же, как у новой? Да просто её Rист выше, вот на этом R и садится напряжение, а общий ток в цепи становится меньше!
            Теперь понятно почему при большой нагрузке (малом Rнагр) на батарее «просаживается» напряжение? Да просто изменилось соотношение Rнагр и Rист, последнее стало «более заметно», на нём стало больше падение напряжения, значит на нагрузку стало приходиться меньше!
            Не знаю, понятно ли объяснил, но если всё нарисовать, ИМХО, будет всё прозрачно :)

            Что касается последовательных и параллельных цепей, тут аналогия с трубами работает очень хорошо.
            Последовательная цепь: количество воды, протекающей по цепи, общее на всю систему (ну, вода никуда не девается и ниоткуда не добавляется), т.е. объём воды в ед. времени будет одинаков во всей цепи независимо от диаметра отдельных частей. Вывод — ток в последовательной цепи общий на всю цепь. А напряжение на каждом участке (т.е. сила, с которой вода давит на трубу, стараясь просочиться) своё :)
            Параллельная цепь: бак с водой непосредственно доступен всем рукавам, т.е. потенциал (напряжение) один, общий в точке разветвления. А вот скорость потока (т.е. ток) в каждом рукаве своя и зависит от диаметра трубы (сопротивления участка).

            Что касается закона Ома, то да, исключений из него нет. Он основан на более фундаментальных законах, законах сохранения, а их, вроде, пока не отменяли.
            Просто та форма (I=U/R), которую приводит DIHALT — это т.н. интегральная форма, которая годится только для относительно простых линейных цепей. Более универсальная форма — дифференциальная. Но это жоский матан, в который влезать без подготовки не рекомендуется — опасно для мозга! :))

          1. Суть задчи такая:
            Программу Splan представляешь? Редактор электросхем.

            А флешевую доску рисования типо как в Контакте или на гугле?

            Вот надо сделать флешевый гибрид доски для рисования и Сплана (сильно упрощенного сплана), чтобы можно было по быстрому нафигачить схему, нажать одну кнопку, флеша сохранит ее мне на сервер и выдаст художнику ссылку на картинку которую он может воткнуть уже на форум или в коммент.

            1. Поверь на слово, это нетривиальная задача, решение которой потребует много сил, времени и денег.

              Мой совет:
              Нужно найти open-source программу типа splan, выложить её у себя на сайте и добавить возможность прикреплять файлы, сделанные в этой программе. Пипл будет её скачивать, прикреплять к своим сообщениям файлы схем, а на сервере останется только написать скрипт, который будет визуально отображать эти файлы(тоже геммор, но в разы меньше).
              Вчера полчаса перерывал sourceforge, нашел там классную вещь: kicad — пакет программ для рисования схем.
              http://kicad.sourceforge.net/wiki/index.php/RU:Main_Page
              В него входит программулька eeschema, которая на 90% подходит. Зацени её.

              1. Программ вагон. Прикол именно втом, чтобы организовать простой и быстрый способ рисования. Идея не такая уж сложная, по крайней мере рисовалку мы хоть криво, но сделали. Теперь надо сварганить работу с сервером. По крайней мере обычных рисовалок навалом. А скачивать какую то прогу и в ней рисовать это моветон. Рисовать надо прям в браузере. иначе это не имеет смысла.

  11. Может немного не в тему. Конечно без азов ни туды и не суды, возращатся к ним полюбому рано или поздно нужно. Поэтому посоветываю книгу: Электроника: Учебное пособие для вузов. Автор Лачин В.И., Савелов Н.С, отличная книга все описано доступным и понятным языком.

  12. Добрый день. Не могли бы вы помочь разобраться еще одному студениусу)? Насколько я понимаю, ток — это по сути поток электронов, а земля — их бесконечный источник. В таком случаи, направление движения тока всегда от — к +: от избытка к недостатку. Почему тогда на схемах стрелки рисуются в обратном направлении? Неужели это делается исключительно ради удобства и наглядности? Если это так, то каким образом происходит падение напряжения? Против движения тока? Или это снова принято для удобства, чтобы вечно не таскаться с потенциалами? Прошу прощения, если где-то очень сильно ошибаюсь.

    1. Физически земля это нулевой потенциал. И не имеет особого смысла что считать движением заряда — движение электронов или «движение» области где электронов меньше — положительные «частицы». Скорей всего было принято для удобства. Либо изначально так повелось еще до того как разобрались в природе явления.

        1. Прояснилось?! [потирая лапки и ехидно хихикая] Так я щас всё поломаю! А кое-где ток образуют не электроны, а именно положительные частицы. Например, в некоторых электролитах «текут» положительные ионы! Запутался?! Вооот, чтоб не путаться, просто приняли «абстракную модель»: ток течёт от плюса к минусу и ниип и не волнует!

  13. Супер!!! Очень понравилось!!! Поддерживаю методику «канализационной электрики». С этой недели буду вести лаборы по микроэлектронике и обязательно воспользуюсь.!!!

    Автор Молодец!!!

    1. Удачи коллега. Работка не из легких, по себе знаю. Слушай, чиркани ка мне на мыло dihalt@dihalt.ru

      а то я хочу вводный курс электрики/электроники дать, но у меня после универа каша в голове и я не могу выстроить четкую последовательность в каком порядке давать. А так глядишь по твоему учебному плану сваяю курс канализационной электрики

  14. Есть замечание и дополнение по части первой:
    «Согласно этому закону сумма токов вошедших в узел равна нулю, причем токи втекающие в узел принято обозначать с плюсом, а вытекающие с минусом.»
    Тут неточность, сумма токов вошедших в узел равна не нулю…

    «а если возрастает ток, то потери увеличиваются в квадратичной зависимости. »
    Я бы добавил в скобочках (при увеличении напряжения в сети), так понятнее будет, хотя, это Вам решать.

      1. Согласно закону Кирхгофа “алгебраическая сумма токов в любом узле любой цепи равна нулю”, но сумма то токов вошедших в узел не равна нулю… Я ведь писал “неточность”. :-)
        P.S. Фамилия Кирхгоф разве с двумя “ф” пишется?

  15. Согласно закону Кирхгофа «алгебраическая сумма токов в любом узле любой цепи равна нулю», но сумма то токов вошедших в узел не равна нулю… Я ведь писал «неточность». :-)
    P.S. Фамилия Кирхгоф разве с двумя «ф» пишется?

    1. Да какая по сути разница? Вообще, он был немец и он Kirchhoff (то есть вообще Кирххофф) если быть совсем точным. А всеми нами любимый и не менее известный немецкий учённый Эйнштейн (еврейского происхождения, что очень луюбят уточнять немцы) на самом деле Einstein (то есть Айнштайн)… Какая разница? Сути это не меняет. А главное — это законы и принципы, открытые этими людьми и которе уважаемый DI HALT пытается растолковать народу, который в этом нифига не шарит. Так что не надо придираться к «очепяткам» и неточностям. Ибо главное — суть вопроса, а не «тонкие материи».

  16. Вот какой вопрос мне не дает покоя:

    ограничитель тока — это частный случай делителя. Так, как если бы второе сопротивление стремилось бы к бесконечности. Однако, если посчитать по приведенной формуле (с подстановкой бесконечности в R2) то выходит U2 = U1. на самом же деле, если верить логике и вольтметру, падение напряжения наблюдается. как так?

    и отсюда собственно вотрой ворпос (который послужил причиной первого, такая рекурсия). почему нельзя просто включить последовательно резистор и добиться того же деления (уменьшения) напряжения?

    1. Поддерживаю вопрос:
      Почему вместо делителя напряжения нельзя просто последовательно включить резистор и добиться того же уменьшения напряжения?

  17. я вот блин хочю басс гитару собрать однострунную)))
    чтоб на ней две крутилки были
    1. Громкость
    2. ПОВЫШЕНИЕ ЧАСТОТЫ ЗВУКА
    ну и всё выход для провода

    В обшем с чего начать чё прочитать как ты эт предстовляеш и тп …

    (механику я сам реализую)

    ———————————————————————-
    Класная канализационная методика… я по твоим статьям учюсь)

  18. DI HALT, комрад Alexey4444 все верно написал, исправь пожалуйста, а то люди запомнят определение неверное. «Согласно этому закону сумма токов вошедших в узел равна нулю, причем токи втекающие в узел принято обозначать с плюсом, а вытекающие с минусом». Корректнее будет «Согласно этому закону сумма _входящих и ВЫХОДЯЩИХ из узла токов_ равна нулю, причем токи втекающие в узел принято обозначать с плюсом, а вытекающие с минусом»

  19. «а несущееся по трубам говнище – полезная нагрузка» дети придут домой и будут говорить маме! Мам пойду дам полезную нагрузку в блок питания!!!! Ужас =) чему детей научил =)

  20. Помню в 91 году будучи продвинутым курсантом в ТОВВМУ им.С.О.Макарова во Владивостоке в актовом зале на лекции по РЭС пытался двинуть эту аналогию с водопроводом, преподовательница (такая мужик в юбке, с залысеной- как мы ее боялись…) чуть на месте не расстреляла. Потом только дошло, что не так все просто, может для единичных радиоэлементов с проводниками пойдет, но не для набора элементов. Обязательно надо преподносить в таком виде знания с огромными оговорками и плавно выворачивать на путь истенный. Конечно, преподавателям электронники надо памятники ставить, особенно тем, у кого хватает терпения давать те-же понятия по сто раз, под разными углами, сдерживая правую руку с топором, пока во взгляде студента наконец не появится четкое понимание происходящего, а не ложное «а! понял!» и пошел пиво пить весь потный. Зато какой кайф, когда ты наконец действительно понял какой-то основной принцип, и как все просто, и сразу решается куча другого вытекающего, ранее не понятого!Эх…давно утеренные ощущения. Сейчас уже все доходит сложнее. По этому, господа студенты, не стесняйтесь спрашивать на занятиях, по фигу, что о вас подумают сокурсники.

  21. Это супер!!! Просто у нас препод по вышмату тормоз. Нормально не объясняет а на экзаменах валит. Спасибо, что обнадежили, а для этих «дебрей» есть, насколько мне известно пакет программ Matlab. Как раз у нас на втором курсе будет электротехника и в последующем предметы к ней относящиеся, составляющие основу нашей специальности. Так что ваш сайт просто находка.

  22. Подскажите, пожалуйста, какую-нибудь ещё интерпретацию напряжения и тока? А то детям на примере канализации объяснять — очень наглядно, но как то неудобно…

  23. Совсем глупость спрошу.
    Если у нас есть МК и три его ноги выдают высокий уровень(скажем, 5v)на логический элемент «И» (тоже с 3 ногами и 1 выходом), то что будет на выходе оного (имеется ввиду напряжение)?
    Я правильно понимаю, что подключение в таком случае параллельное и напряжения с ног МК не складываются? И, в соответствии с логикой работы «И», на выходе будет 5v (единица)?

    И еще глупые вопрос — допустим, среднестатистический МК питается от внешнего ИП с напряжением 5v.
    А мы его программируем так, чтобы на всех портах была единица (5v). А портов там много… И что будет, если их объединить в один «канал»?
    ( http://s2.ipicture.ru/uploads/20111025/EeFCBcPl.jpg )

    1. Ну во первых логический элемент, даже если его и называют сумматором, суммирует не напряжения, а логические состояния. И на выходе у него тоже логическое состояние. Т.е. номинальное напряжение лог1 для данной микрухи при данном питании (при 5 вольт питания обычно это от 4.5 до 4.9 вольт).

      Если их так обьединить, то максимум что можно достичь — получить больший отдаваемый ток. кажем не 20мА, а 20*n , где n число запараллеленых выводов.

      1. У скайпа есть примочка-рисование в реальном времени. Может её можно как-то пикрутить к Вашему сайту.
        И если можно вопрос.
        На неопознаваемом микроконтролере не нашел подключения земли, но есть также неопознаваемый транзистор p-n-p на котором на базе плюс батареи 5.72v[6v],
        на коллекторе земля, а на эмитере вход микроконтролера и минус электролита 10мк35v [почему 35 v если питание 5.72v[6v]]
        плюс его на плюс батареи 5.72v[6v]. Насколько я понимаю, таким образом на контролер подается земля при открытии транзистора. Какова функция электролита -?
        Reset как это возможно по ноге земли. И еще, когда при включенном питании становимся тестером на плюс батареи и на вышеоговореный вход контролера, видим 2.43v. [если оторвать ногу контролера, напряжение такое-же Почему не 5.72v[6v] если я прав в своем предположении. Спасибо.

  24. Так какое явление всё-таки первично в электрической цепи?
    Кто кого порождает? Напряжение ток или ток напряжение?
    Я так понимаю, первично напряжение, которое порождает в цепи ток, зависящий от общего сопротивления цепи, и никаких токов без изначальных напряжений быть не может?
    Или всё-таки случается, что в цепи вдруг без всякого напряжения изначально возникает ток, который, в зависимости от сопротивления цепи, обуславливает возникновение напряжения?

    1. А тут нет первичного. Оно взаимосвязано и зависит от ситуации. Вот, например, лежал кусок провода в нем не было ни тока ни напряжения, просто свободные заряды болтались сами по себе. Тут налетело магнитное поле, схватило заряды за яйца и потащило их в один конец провода. Напряжения не было, но возник ток. А раз возник то, то очень где то зарядов стало больше и возникло напряжение на концах этого провода. Тут напряжение создает ток.

      Или вот другой пример. Электростатика. Диэлектрик и вдруг с одного его конца ВНЕЗАПНО насовали зарядов. Тока нет, а напряжение хоть киловольты и только дай лазейку — пробьет.

      Вообще понятие напряжения оно несколько мутное. У каждой точки цепи есть потенциал — заряд относительно какого-то выбранного нуля. Какого — не имеет значения, сказали, что это ноль и вот он ноль. А напряжение это разность этих потенциалов.

  25. DI HALT, неплохо было бы увидеть новую статью из разряда «Основы на пальцах. Часть Х» про переменный ток, фазы, сколько их бывает итд, написанную в твоей научно-популярной юмористической манере на примере канализационной электрики. Я пока никак не вкурю, почему одну дырку из розетки можно брать на язык, а вторая долбит даже на землю, ведь ток переменный, + и — меняются местами, и по идее дырки должны быть равноправными.
    Поэтому иду курить тему в другой источник :(

  26. добрый день! заранее извиняюсь, если вопрос не по данной теме. Когда составляются уравнения по 2 му закону Кирхгофа, а также по методу контурных токов для расчета цепей напраление обхода выбранных контуров дрлжно быть одинаковыим для всех контуров или нет? Имеет ли это значение ? В некоторых учебниках направление обхода контуров рассматриваемых цепях разное.

Добавить комментарий