Maxon motor. Swiss made

Лет так 20 назад, когда я был студентом ЧПТ и работал на практике на Станкомаше (это отдельная эпичная история красочно описанная в моем блоге), то в послеобеденное время, как и положено добропорядочному студенту, отлынивал от работы, шараебясь в поисках ништяков по многочисленным внутренним промышленным свалкам, что щедро были рассыпаны возле каждого заброшенного цеха, а то и внутри цехов ;) Чего там только ни было, но в основном, всякий чермет. Цветмет, включая обмотки движков, спиздили еще задолго до меня.

Я же искал разбитую электронику, порой в ней находились россыпи конденсаторов КМ, ЭТО и прочих редкоземельных ништяков, которые в скупке лихо шли по 800 баксов за кило (зарплата тогда была баксов сто, да и платили ее раз в пол года), а местным работягам мозгов хватало разве что забрать алюминиевые радиаторы да медные шинки. В общем, попалась мне на глаза стойка от ЧПУ станка эпохи автоматизации и ускорения 80х годов перестройки.

Это был Роботрон, огромный гроб из 2мм железа. Мне кажется он мог бы выдержать даже очередь из автомата Калашникова, несмотря на то, что он простреливает рельс. Платы были раскрошены при попытке выломать радиаторы, а вот пятидюймовый дисковод был цел, несмотря на цельнолитое алюминиевое шасси. Что меня удивило, так это то, что привод блинов был не от трехфазного синхронного двигателя, как на более поздних дисководах.

Хрен там! Шпиндель вращался коллекторным движком через пассик. Ого, подумал я. Если на такую точную задачу поставили коллекторник, то это должен быть воистину охренительный коллекторник.


Мотор оказался действительно выдающимся. При 12 вольтах номинального напряжения его ток холостого хода был около 8-9мА. В ту пору светодиоды больше хавали :) А все движки из китайских и советских игрушечных машинок, которые использовались в моих самоделках на холостую жрали не меньше 500мА, а под нагрузкой и вовсе Ампер пять.

Этот же зеленый карапуз, будучи заклиненным в упор, потреблял не больше 600мА, при этом момент был такой, что вал не остановить рукой. А если соединить мотор с мотором, чтобы один был генератором, а второй нагрузкой, то поворот одного движка вызывает практически пропорциональный поворот второго. Как у сельсина почти. В видео версии статьи я эту показываю. С тех пор я очень зауважал Maxon Motor.

Уже много после, дорвавшись до интернета, я выяснил что это за контора. Расположена в Швейцарии, делает широчайшую гамму различных моторов, редукторов, мотор-редукторов, линейных приводов, систем управления приводами. И все такое прецизионное-прецизионное, няшное-няшное. И дорогое шопиздец. Например, вот этот движок стоил около 100 швейцарских франков, тех самых из-за которых так сильно бомбит у валютных ипотечников. Новые серии не намного дешевле.

▌А что по старью?
Н у раз новые стоят конских денег, то можно взять и не новые. Наверняка же где-то продаются? И точно, продаются. На Ebay и на Aliexpress каких только нет. Естественно юзаные, но для наших целей скорей всего их ресурса хватит за глаза.

К сожалению, моторчиков Maxon 2326.945-22 я больше не нашел, видать сняты с производства очень давно. Зато на али нашлись мотор редукторы Maxon 139885 (p/n 323224)

Состоящие из движка 118426 серия RE13 c резьбой на морде.

На него накручивается планетарный редуктор. 110315 серии GP13A


Ссылка на полную страницу даташита

Офигенная крохотулька. Начинает устойчиво вращаться уже с 0.3 вольт! На 1 вольте держит неплохой момент. Я сам не экспериментировал, но на древней страничке на ebay нагуглил примерную зависимость оборотов от напряжения.

1.2 Volt = 18 Rpm
1.5 Volt = 24 Rpm
1.8 Volt = 29 Rpm
2.4 Volt = 40 Rpm
3.0Volt = 52 Rpm
3.6 Volt = 64 Rpm,
4.8 Volt = 88Rpm
6.0 Volt = 113 Rpm
7.2 Volt = 137 Rpm
10.0 Volt = 193 Rpm

Я купил себе их полтора десятка, думаю на мои нужды хватит.

При случае, если вижу живые лоты и есть свободные деньги докупаю еще. Едут они откуда то из Финляндии, то из Нидерландов, то из Китая, видимо дербан оборудования идет в разных местах. Продавцов несколько, у них они то есть то нет. Причем похоже это вообще один продавец, так как фотки у него одинаковые. Просто продает лоты разной убитости. Характерная особенность этого продавца — ноготь с синяком на фотках :) Фотки разные, но везде отбитый ноготь.

Я беру обычно ВОТ У ЭТОГО продавца. У него несколько дороже, цена плавает от 600 до 700р штука, но зато движки все как новые. Без люфтов, т.е. не изношеные. Часто с целой маркировкой и коннектором на проводе. Работают бесшумно. Шлет быстро и нормальной почтой. Правда у него движков обычно мало. Часто бывает «нет в наличии», но через несколько дней может появиться вновь.

Есть второй продавец, тоже проверенный. У него я брал два раза. Тут дешевле, около 500р движок, но лотерея. Один движок был отличный, два других стремные. Все облезлые, ржавые, словно в воде лежали. Провод грубо обрезан откуда-то. Хотя вращаются без проблем, но в отзывах писали, что вообще заклиненный пришел, а другой с большим люфтом. На это продавец выплачивает компенсации, по слухам. Т.е. можно торговаться.

В общем, я от движков этих прусь просто. Идеальный для всяких роботов и прочей микромеханики.

22 thoughts on “Maxon motor. Swiss made”

  1. Ещё можно для аналогичных целей серво-машинки использовать. Там правда управление посложнее, но зато параметры можно выбирать в широком пределе и стандартизация высокая по размерам итп.

    1. Сервомашинки это другое совсем. На то чтобы они 360 градусов давали надо их основательно допиливать, убирать резистор.

      1. Э не, тут ты неправ. Есть готовые сервы, так сказать continuous rotation. Стоят примерно от столько-же , но зато крутящий момент может быть раз в 10 больше, особенно если brushless (но эти уже в районе 50$ начинаются). Дело, как грится, на любителя и задачу. Вещи хоть и схожие, но разные :)

          1. Тоже шириной импульса. Только есть нулевая ширина импульса, при которой серва остановлена. Импульс меньшей длинны — крутится в одну сторону, большей — в другую. Чем больше разница в ширине импульса и нулевой шириной — тем быстрее крутится серва.

  2. А вот мне посчастливилось со всякой советской аппаратуры надрать моторчиков ДПМ разного калибра и внешности. И еще десятка два есть совсем новых с паспортами. А то что выдрано — не только сами моторы, но и механика в виде всяких редукторов и т.п.

    ИМХО советские ДПМ при должной смазке подшипников тоже годные и весьма няшные :-)

      1. Ну… смотря какого пальца… Самые маленькие это ДПМ20 — соответственно 2см в диаметре и длиной где-то 4-5 см. Как-то так. Самый большой, который мне попадался, это ДПМ35 — соответственно 3.5см в диаметре.

        Т.к. они шли в авиацию и военку, то чаще всего попадаются на 27В (а так бывают и на 12В, и на 6В и даже на 29В). По номинальной частоте вращения тоже различаются. Есть медленные, но тяговитые. Есть быстрые — на бор-машинку (самый быстрый вроде 9000 оборотов).

        Еще они цельнометаллические все такие и с шариковыми подшипниками. Торцевые крышки мотора на болтиках М1.5 (или М1 даже).

        Из внешности: бывают с одним или двумя концами. Концы со шпонкой и резьбой. На мелких моторах вроде как М2, на тех что крупные — М3, причем с каким-то мелким шагом. Вроде 0.25. Еще бывают, но ниразу не видел, со встроенным регулятором оборотов центробежного типа (вроде как).

        Вообще такой двигло в руку берешь и сразу чувствуешь прилив сил, бодрости и советского оптимизма! :-) Вот такой он волшебный этот моторчик ДПМ :-)

          1. Не-не-не. ДПР — это совсем другое. ДПР тоже хороши, но до ДПМ им далеко. ДПМ-ы гораздо точнее сделаы и в разы долговечнее.

                  1. К сожалению это только ощущения .
                    http://scaletrainsclub.com/portal/images/portal_files/dpm.pdf
                    КПД сильно зависит от силы магнитного поля ,
                    а магниты в ДПМ не то что не редкоземельные , но даже не ферритовые .
                    Плюс к этому КПД мелких двигателей страдает от трудностей с соблюдением малых зазоров между статором и якорем при изготовлении .
                    Типа чем мельче двигатель тем больше относительный зазор ,
                    тем больше потери и хуже КПД .
                    Швейцарцам однако это не мешает :)

                    1. Чето какая то совсем печаль :( Помню на одной выставке щупал движок, размером с кулак, зазор был такой, что на просвет не просвечивался. Но вращался.

  3. у меня такие валяются — там еще плата есть, аля энкодер) Стояли в каком-то биохим. анализаторе

    1. Ой какая прелесть! А какие энкодеры? Очень надо. Приказал тут один MAXONовский долго жить. Дистрибьютер отдельно платки не продает. Только целиком сборку с мотором. И хочет за это поистине фантастических денег.

  4. Такие же моторы стояли у нас в спектрометрах ЭПР ADANI CMS8400 (на фазе, согласовании и настройке частоты свч-тракта). Дорого, но с технической т.зр. красиво. Сейчас на шаговики перешли.

      1. да я как не считаю — херня получается
        тележка с четырьмя двиглами, колеса 120мм
        как не прикину 17 кг выходит
        вот и туплю
        хотя цифра шикарнейшая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha